Четверг, 19.06.2025, 13:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная » 2014 » Март » 29 » Правила выживания культуры в Бирюлево и других р�
01:38
 

Правила выживания культуры в Бирюлево и других р�

"Выживет ли культура за Садовым кольцом?" — таким вопросом задались столичные деятели культуры на одноименной дискуссии, которая прошла во вторник в РИА Новости. Впрочем, они сразу признали этот вопрос риторическим — единодушно приняв за аксиому то, что культуру за Садовое (и даже за Третье транспортное!) кольцо нести, конечно, необходимо. Хотя однозначного ответа, выживет ли она там, а если и выживет, то в каком виде, так и не прозвучало.

Изначально мероприятие затевалось в связи с тем, что КЦ "Москвич", находящийся недалеко от метро Текстильщики, и проект "Открытая сцена", спектакли которого обычно можно посмотреть недалеко от метро Арбатская, придумали довольно дерзкий совместный проект — провести в культурном центре, который недавно встал на путь модернизации, театральный фестиваль "Октябрьский переворот".

Организаторам было важно обсудить с коллегами — режиссерами, руководителями других культурных центров, чиновниками из департамента культуры Москвы и т.д., возможна ли "политика децентрализации" культуры и как ее эффективно проводить. Тут, по их мнению, сошлись две проблемы устройства столицы: деятелям культуры тесно на центральном "пятачке", где не только уже не хватает площадок для их творчества, но и публики.

А на окраинах (которые, конечно, простираются очень далеко за пределы Садового и Третьего кольца), как будто бы не хватает культурной инициативы и творческой активности. Как говорит заместитель руководителя департамента культуры Москвы Евгения Шерменева, сегодня перед ними стоит задача соединить эти две потребности.

Некультурное Бирюлево

Но поскольку как раз накануне случились погромы в Бирюлево, вопросы, которые лежали в более или менее культурной плоскости, обросли дополнительной остротой и иными смыслами.

Когда все обратили внимание на этот отдаленный от центра и труднодоступный район, выяснилось, что там нет ни одного кинотеатра, а название единственного ДК звучит сегодня издевательски — "Дружба". И проходят там концерты политической организации "Молодая гвардия".

Тут неизбежно напрашиваются выводы, что события, произошедшие в районе, который в СМИ уже окрестили московским гетто, — как раз следствие этого. Например, если бы у бирюлевской молодежи вместо пива и ТЦ "Бирюза" тем вечером были бы какие-то культурные планы — например, сходить на хороший молодежный спектакль в ДК "Дружба", — то все могло быть иначе.

"Давно замечено, что если мусорный контейнер покрасить в красный цвет и разрисовать какими-нибудь божьими коровками, то мусора на улице сразу станет меньше", — говорит художественный руководитель театра "Практика" Иван Вырыпаев.

Сам режиссер участвует в новом театральном проекте "Артерия" и подыскивает в данный момент объекты где-нибудь в отдаленных местах столицы, чтобы превратить их в тотальное творческое пространство, которое, в свою очередь, должно преобразить весь район.

Вырыпаев приводит в пример тель-авивский район Яффа, который был когда-то арабским "гетто", бедным и депрессивным. Но потом власти отдали домики на берегу художникам, устроили на молу, где стоят рыбацкие лодки, выставку… В результате сегодня это один из самых оживленных, творческих и престижных районов Тель-Авива.

Станет ли условное московское Бирюлево чем-то вроде Яффы, если на овощной базе организовать выставку современных художников или открыть в ДК "Дружба" филиал "Гоголь-центра"? И поедут ли туда жить современные художники, даже если им еще и приплачивать за это?

Совершенно очевидно, что проблемы спальных районов Москвы гораздо глубже, чем недостаток культурной жизни. В них, в этих районах, которые, может быть, кажутся "гетто" тем, кто смотрит изнутри Садового кольца, проживает подавляющее большинство москвичей.

Многие из них имеют свои, вполне осознанные, представления о досуге. Проблема в том, что те, кто собираются нести в массы культуру, не вполне понимают, какие у этой массы запросы.

Две спасенные жизни

КЦ "Москвич" владеет залом на 1000 мест. Спектакли проекта "Открытая сцена" обычно проходят с аншлагом в камерном помещении на Поварской, куда едва помещается несколько десятков благодарных зрителей.

"Даже если из 100 человек 80 уйдут со спектакля возмущенные, а остальные о чем-то задумаются, это уже хороший результат", — говорит Шерменева.

Заместитель Сергея Капкова вспоминает, как однажды она проходила практику в театре, который находился в Манчестере на границе одного из самых неблагополучных районов: если на спектакль приходили два-три пакистанских мигранта, театру ставилась "огромная галка". "Значит, несколько жизней в этом городе были спасены", — считает Шерменева.

Очень сложно поверить, что подобный культуртрегерский альтруизм долго продержится в таком пропитанном коммерцией городе, как Москва. Но в любом случае, возникает вопрос: а что будут делать вечерами 80 зрителей, которые пришли в "Москвич" культурно обогатиться и, не дай бог, ушли обманутые в своих ожиданиях?

"Верните Володю!"

Елена Мельвиль, директор культурного центра "ЗИЛ", который тоже находится в промышленной зоне на юге Москвы и сегодня пытается изменить свою культурную политику, говорит, что нельзя идти на поводу у запросов публики. Задача культурного центра — развивать и двигать жителей вперед, а не потакать их вкусам.

Например, до того как на ЗИЛ пришло новое руководство, самым популярным мероприятием здесь были дискотеки "для тех, кому за 30", которые вел ди-джей Володя. Когда его уволили, КЦ забросали жалобами: верните Володю!

Это довольно смешной образ, но факт остался фактом — люди ходили танцевать под Володю, и еще не известно, поменяют ли подобный настрой лекции Политехнического или другие прекрасные мероприятия, которые теперь проходят на ЗИЛе.

Театральный критик Джон Фридман знает, по крайней мере, два примера, когда проекты, которые возникли там, где никому не были нужны, стали важной частью жизни. Правда, американской.

Например, один из них — небольшой театр в Техасе. Когда в техасской глубинке появился человек, увлеченный русской драматургией, жители городка твердо знали только одно: Островский и Чехов их вообще не интересуют. Человек тот не стал убеждать техасцев, что все это от их невежества, он просто потихоньку начал включать их в процесс. Изготовление декораций, репетиции, премьеры так захватили жителей, что они и сами не заметили, как стали частью театра.

Нет никаких "мы" и "они"

Можно бесконечно приводить примеры того, как волшебная сила искусства преобразила серые будни и замотанных, озлобленных горожан. Но здесь важно, чтобы те, кто приходит, не просто провозглашали новую культурную политику, а чувствовали и понимали, что за Садовым кольцом живут абсолютно такие же люди.

Нет никаких "мы" и "они", и не стоит придумывать ничего специального для каких-то мифических "бирюлевцев", или зиловцев, или жителей "текстилей". Однако делать все искренне.

Просто потому, что, как известно, большинство жителей условного "бирюлево" никогда не были на Красной площади. Но и многие из тех, кто живет рядом с Кремлем, понятия не имеют, где оно, это Бирюлево.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Просмотров: 934 | Добавил: amparee | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz